Осмысление природы и функций современного феномена общения.

   Давайте задумаемся, что такое социальные стихии сегодня? Какие механизмы приводят в движение массы и толпы? Где «приводные ремни» раскручивающие маховики разного рода протестов? Совершенно очевидно, что катализатор социальных стихий сегодня – это не просто современные средства информации, это, прежде всего, современные средства коммуникации. Сегодня общение шире простой передачи информации, это сложное, многоуровневое образование. Между этими уровнями должна эффективно работать «система лифтов», потоки информации должны циркулировать во всех направлениях, без остановок и искажений. Но, в современном обществе складывается впечатление, что наш мир организован не по человечески, деньги олицетворяют власть, информация подстраивается и фильтруется, а элиты опять отрываются всё дальше от народа.

   Сегодня информационному давлению «сверху», использующему такие традиционные средства информации как телевидение, радио и газеты, противостоит новое средство коммуникации — интернет. Пока эти традиционные средства информации осуществляют психологически манипулятивное и экономически потребительское координирование масс, в интересах политической и бизнес элиты, люди всё больше отдают предпочтение интернету. Они ищут альтернативную информацию, не «причёсанную» и правдивую. Но, проблема в том, что интернет ускоряет прохождение разнообразной информации по каналам жизненного опыта, и у людей всё меньше остаётся времени для неторопливого, спокойного рассмотрения какой-либо проблемы, для анализа ситуации. Симулятивная роль подконтрольных одному центру телевидения, радио и газет, отталкивает от них критически мыслящую молодёжь, и она полностью погружается в стихию интернета и социальных сетей. Но там создаётся только иллюзия, что человек мыслит самостоятельно, на самом деле индивидуальная мысль поглощается и растворяется под давлением других мнений. И следует задаться вопросом, объединяет мир и людей новая коммуникация – интернет, или разъединяет, внося ещё больше разногласий, напряжений и раскола? Сокращая и фактически устраняя все расстояния, превращая наш мир в «глобальную деревню», создавая видимое единство через мировую компьютерную сеть, не обостряет ли он невидимые противоречия, и не придаёт ли этим противоречиям дополнительную остроту и конфликтность?

   Компьютерные технологии и интернет – это интеграция между различными направлениями науки, техники, искусства и политики. Но они не олицетворяют и не выражают собой Законы Мирозданья, не олицетворяют собой вечные ценности! Это лишь инструмент, интегратор, который вбирает в себя фундаментальные идеи и позволяет модулировать между ними различные связи, тем самым давая человеку более полную и разностороннюю информацию для генерирования новых идей. Но взаимодействие Реальности и Симуляции остаётся всё также, актуальным, как и раньше. И мы задаёмся вопросом, формируют ли  экраны телевизоров и мониторы компьютеров единство сегодняшнего мира? Сохраняют ли современные средства коммуникации индивидуальность и идентификацию? Что делают социальные сети через виртуальное общение, способствуют реальной самоизоляции или наоборот, разрушают замкнутость групп внутри себя? Как взаимодействует индивидуальное и общественное сознание, свобода мнений и общественные нормы, творческое отношение к жизни и законодательная зарегулированность, гасящая и убивающая на корню многие инициативы?

   Взаимодействие Реальности и Симуляции, остаётся всё также актуально, как и в предыдущие эпохи. И в эпоху христианской догматической цензуры и террора, и во времена  контроля и надзора царских и королевских династий, и в «коммунистическую» эру тотального надзора и «воспитания» — художники, писатели, поэты, режиссёры находились перед жёстким выбором. Каждый решал для себя, подыгрывать церкви, властям и режимам, утверждая и даже восхваляя симулятивную реальность, или рисковать, говорить правду и отображать своим художественным языком  действительность.

   Что касается изобразительных видов искусств, то многообразие художественных стилей и техник даёт большой простор для самовыражения. И у всех времён есть своя, характерная «печать», свои «следы эпохи». Поэтому каждый художник должен понимать, что обращаясь к традиционным практикам и техникам, он впитывает в себя и приобщает к своему произведению опыт предыдущих поколений, но современный мир более сложен и многообразен, и тех средств выражения и диалога с обществом, которые были раньше, теперь недостаточно. Мы все перешли невидимую границу, которая и физически, и эмоционально, и интеллектуально, с категоричной неумолимостью свидетельствует – мы живём в качественно изменившемся мире. И наша творческая форма коммуникации, наши эстетические приёмы обращения и общения с обществом, наши месседжи должны быть направлены современникам на адекватном и интересном нашему времени художественном языке.

   Сейчас в мире искусства произошла поляризация, на одном полюсе ортодоксальные приверженцы академизма, на другом «анархисты» — концептуалисты. Академисты являются приверженцами устоявшихся форм, норм и правил в искусстве, они «хранят  высокие традиции» и опираются в своём мировоззрении на классиков Античности и Возрождения.  Но проблема в том, что такой «язык общения», такое искусство не соответствует духу времени, и современники, особенно молодёжь, смотрят на это как на рудименты отжившего прошлого. Пульс жизни, пульс времени, образы внешнего и внутреннего мира, музыка, архитектура, дизайн, техника и технологии – все эти проявления современности традиционные техники и художественные практики не способны адекватно отражать. В прошлом, античные произведения Мирона, Праксителя, Поликлета, а в Возрождение – Верроккьо, Микеланджело, Леонардо Да Винчи, Рафаэля – это были Нанотехнологии своего времени, поражающие воображение современников, и в тоже время, каждый из них был и глубоким мыслителем, философом, а не только мастером.  А в наш век фантастического развития технологий, мастерство художника уже не производит того завораживающего и восхищающего впечатления, которое производили на людей произведения искусства не только Античности и Возрождения, но и мастеров XIX и первой половины XX веков. Тем более, что многогранных личностей и гениев наше время не плодит…  

   Но, тем не менее, именно работы и творчество художников и скульпторов с серьёзным художественным образованием, способны продолжать свою жизнь в будущем. У новомодных стилей и направлений в искусстве «век жизни» всё короче, и если раньше жизнь художественных стилей действительно измерялась веками, и они нацелены были на вечность, на передачу и закрепление вечных ценностей, то сегодня, актуальность концептуальных стилей и направлений измеряется в лучшем случае, годами и месяцами. И нацелены они на фрагментарную рефлексию, на эскапические, экзистенциальные или эксгибиционистские выражения, на акции, хэппенинг, энвайромент, перформансы и другие театрализованные действия. Всё это многообразие современных художественных практик имеет право на жизнь и, возможно, обогащает культуру. Но вот какая есть проблема — эти проявления концептуализма мало кому интересны. Основная масса народа «не включается» в это, и не потому, что там очень всё умно и сложно, а потому, что скучно, пресно, а порой просто гадко. Какой из этого вывод? Надо стремиться к синтезу искусств. Не удаляться на разные полюса друг от друга, не культивировать местечковый снобизм, не плодить мифы и недопонимание, а пойти друг к другу на встречу.

   Хранить традиции обязательно надо, но и развивать их, дополнять новыми проявлениями. Академическая школа реализма должна впитать в себя дополнительные современные практики и обогатить этим культуру. Для этого надо создавать совместные лаборатории, где представители концептуального и «актуального» современного искусства будут создавать совместные проекты с представителями реалистической и академической школы, взаимно вдохновляя друг — друга. Возможно, именно такие лаборатории вдохнут новые импульсы и наполнят новыми энергиями наше искусство, вызвав к жизни  новый Русский Авангард, определяющий тенденции в культуре XXI века, так же как Русский и Советский Авангард в значительной степени повлиял на искусство, дизайн и культуру ХХ века.

Демченко Вадим.

17.04.2017

 

Эксгибиционизм (лат. exhibeo — выставлять, показывать) — форма отклоняющегося сексуального поведения, когда сексуальное удовлетворение достигается путём демонстрации половых органов незнакомым лицам, обычно противоположного пола…

Эскапи́зм, эскепизм, эскейпизм (англ. escape — убежать, спастись) — индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий.

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование) , философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности) . Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

англ. environment — окружение, среда) Один из видов наиболее «продвинутых» арт-практик последней трети XX в., представляющий собой полностью организованное художником (или коллективом кураторов, художников, инженеров, техников) целостное неутилитарное арт-пространство.

Хе́ппенинг (или хэ́ппенингангл. happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, чёткого сценария. Одна из задач хеппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.

 

Bing Understanding the nature and functions of the modern phenomenon of communication.

 

   Let us consider what social elements today? What are the mechanisms that drive the mass and the crowd? Where «drive belts» spins the flywheels different kind of protest? It is obvious that the catalyst of social elements today is not just modern media, first of all, modern means of communication. Today, communication goes beyond simple information transfer, is a complex, multi-level education. Between these levels needs to be efficient «system of lifts», the flow of information needs to circulate in all directions, without interruption or distortion. But, in modern society, the impression that our world is not organized on a human, the money represent the power, the information is adjusted and filtered, and the elite come off again, further away from the people.

   Today the information pressure «from above», using such traditional media as television, radio and Newspapers opposed to the new means of communication — the Internet. While these traditional means of information are psychologically manipulative and cost of consumer co-ordination of the masses, in the interests of political and business elite, more and more people prefer Internet. They are looking for alternative information that is not «combed» and truthful. But, the problem is that the Internet speeds up the passage of a variety of information through life experience, and people have less and less time for leisurely, calm consideration of any problem, to analyze the situation. The role of simulation controlled by one centre for television, radio and Newspapers, repels them critically minded youth, and she is completely immersed in the element of the Internet and social networks. But there is only created the illusion that man thinks on their own, really individual thought is absorbed and dissolved under the pressure of other opinions. And one has to wonder, unites the world and the people the new communication is the Internet, or divides, bringing more division, tension and division? Reducing and virtually eliminating all distances, turning our world into a «global village», creating a visible unity through a global computer network, does not sharpen if it is invisible contradiction, and gives these contradictions more acute and conflicts?

   Computer technology and Internet is the integration between different areas of science, technology, art and politics. But they do not represent and do not Express the Laws of the Universe, did not represent an eternal value! It is only a tool, an integrator that incorporates the fundamental ideas and allows you to modulate between them in different context, thus giving the person a more complete and diverse information to generate new ideas. But the interaction of Reality and Simulation is also relevant as before. And we wonder whether that form TV screens and computer monitors, the unity of today’s world? Have modern means of communication the individuality and identity? What do social networking through virtual communication, contribute to real isolation, or Vice versa, destroying the isolation of the groups within themselves? How the interaction of individual and social consciousness, freedom of opinion and society’s standards, creative attitude to life and legislative regulation, extinguishing and kill at the root of many initiatives?

   The interaction of Reality and Simulation is also relevant, as in the previous era. And in the era of the Christian dogmatic censorship and terror, and in times of control and supervision of the Imperial and Royal dynasties, and in the «Communist» era of total surveillance and «education» — artists, writers, poets, filmmakers were faced with a tough choice. Everyone decided to play along with the Church authorities and regimes, arguing and even praising simulation of reality, or risk, to speak the truth and display their artistic reality.

   As for the visual arts, diversity of artistic styles and techniques gives a lot of room for expression. And at all times has its own, characteristic «print» their own «footprints of an era». Therefore, each artist must understand that turning to traditional practices and techniques he absorbs and attaches to his work experience of previous generations, but the modern world is more complex and diverse, and the means of expression and dialogue with the society that was before, now not enough. We all crossed the invisible boundary that physically and emotionally, and intellectually, with categorical rigor shows – we live in a qualitatively different world. And our creative form of communication, our aesthetic methods of treatment and communication with the community, our message needs to be sent to the contemporaries for an adequate and interesting our time the artistic language.

   Now in the art world occurred polarization, at one extreme, the Orthodox proponents of academicism, at the other «anarchists» — conceptualists. Academics are adherents of the established forms, norms and rules in art, they «kept the high traditions» and basing your worldview on the classics of Antiquity and the Renaissance. But the problem is that this «language of communication» such art does not meet the spirit of the time, and contemporaries, especially young people, look at it as obsolete vestiges of the past. The pulse of life, pulse of time, the images of the external and internal world, music, architecture, design, engineering and technologies – all these manifestations of modernity and traditional techniques of artistic practice is not able to adequately reflect. In the past, the ancient works of Myron, Praxiteles, polykleitos, and in the Revival, Verrocchio, Michelangelo, Leonardo Da Vinci, Raphael – it was the Nanotechnology of its time, striking the imagination of contemporaries, and at the same time, each of them was a deep thinker, a philosopher, and not just the master. And in this age of fantastic technology development, the skill of the artist is no longer producing breathtaking and wonderful experience that made a work of art not only of Antiquity and the Renaissance, but also masters of the XIX and first half XX centuries. Moreover, the multi-faceted personalities and geniuses of our time, not breeds…

   But, nevertheless, it works and works of artists and sculptors with serious artistic education, able to continue their lives in the future. From the new-fangled styles and trends in art «century of life» are all shorter, and if early life art styles really did span centuries, and they were set for eternity, for the transfer and consolidation of eternal values, today, the relevance of conceptual styles and trends measured in the best case, years and months. And they are aimed at the fragmented reflection on escapesca, existential or exhibitionistic expressions, actions, happening, environment, performances and other theatrical performance. The diversity of contemporary art practices has the right to life, and perhaps enriches the culture. But what is the problem — these manifestations of conceptualism are not interesting. The bulk of the people «not included» in it, and not because it is very clever and difficult, and because boring, bland, and sometimes just disgusting. What of this conclusion? We must strive for the synthesis of the arts. To be on different poles from each other, not to cultivate a small-town snobbery, not to produce myths and misunderstandings, and to go to each other for a meeting.

   To keep the tradition must, but also to develop them to complement the new forms. The academic school of realism has to absorb additional modern practice and enrich this culture. This should create a joint laboratory, where representatives of conceptual and relevant contemporary art will establish joint projects with representatives of realistic and academic school, mutually inspiring each other. Perhaps such a laboratory will give new impulses and fill the new energies of our art, posing new Russian avant-garde, defining trends in the culture of the XXI century, as well as Russian and Soviet avant-garde have greatly influenced art, design and culture of the twentieth century.

Demchenko Vadim.

17.04.2017

 

Exhibitionism. (lat. exhibeo to display, show) — a form of deviant sexual behavior when sexual satisfaction is achieved by demonstration of genitals to strangers, usually of the opposite sex…

Escapism, escapism, the police (Engl. escape — to flee, to escape) — individualistic-conciliatory the desire of the individual to escape from reality into the world of illusions, fantasies.

Existentialism (FR. existentialisme from the Latin. exsistentia — existence) , philosophy of existence, philosophy of the XX century, considers man as a unique spiritual being, able to choose their own destiny. Existence is interpreted as the opposite of Essentia (essence) . If the fate of things and animals is predetermined, meaning that they have essence before existence, then man finds the essence in the course of its existence. The main attribute of existence is freedom, which implies a concern for the result of your choice.

eng. environment — environment, environment) is One of the most «advanced» art practices in the last third of the XX century, which is a fully organized by artist (or team of curators, artists, engineers, technicians) integral non-utilitarian art space.

Happenings (or happenings, eng. happening) — a form of modern art that represents actions, events or situations taking place with the participation of the artist, but not controlled by them completely. Happenings usually involves improvisation and is not unlike performance, clear script. One of the tasks of the happening — the overcoming of boundaries between artist and audience.