«XXI Бронзовый Век»

В рамках авторского проекта скульптора Вадима Демченко

«Наше будущее в гармонии с природой»

На протяжении всей своей истории, человечество через мифы и легенды народов земли, пусть в закодированной и метафорической форме, но пыталось описывать и объяснять возникновение жизни на Земле, а также всего окружающего мира и законов Природы. Люди всегда хотели понимать мир, в котором жили и были его составной частью. В предыдущие эпохи, наши Предки не только уважительно относились к окружающему миру, они более глубоко, чем современные люди, понимали тонкие  взаимосвязи всего сущего на нашей планете. В их лексиконе не было такого слова – «экология», и они не занимались разного рода рассуждениями о том, как надо беречь Природу — они просто жили органично с окружающим миром. Можно сказать, что они обладали экологическим сознанием, которое конечно, в значительной степени было обусловлено разного рода тотемами и одухотворениями объектов природы, непонятными и странными для современного человека. За это их теперь принято называть «дикарями». Но давайте задумаемся, что на самом деле более странно и дико, их образ жизни и отношение к Природе, или современных людей?

Совершенно очевидно, что «цивилизованный» человек, имеет в своём арсенале грандиозные, порой чрезмерные технические возможности, и из-за этого он теряет органичную связь с Природой, превращаясь в реального дикаря и варвара, в невежественного разрушителя и губителя. Все промышленные, технические и научные революции последних полутора столетий проходили под девизами подчинения и даже «победы» над Природой, а в сознание людей закладывалось враждебное и неуважительное отношение к ней. Но дальше упиваться своим всемогуществом и безнаказанностью нельзя, пришла пора изменить наше отношение к окружающему миру, выправлять и гармонизировать наше сознание.

Современное экосознание не предполагает стремления к архаизации, к возврату в примитивный быт и к простейшим технологиям. Оно должно дать человеку понимание, в чём действительная гармония и смысл жизни. Не подчинять, овеществлять и присваивать всё вокруг, в том числе и Природу, а понимать Универсум Земли и Космоса и свою более значимую, духовную миссию во Вселенной.

Какая роль художников в переформатировании общего сознания современных людей, что они могут привнести положительного в этот процесс? Какие идеи и месседжи несут людям своим творчеством, например, скульпторы? Чем являются «мумифицированные» в бронзе, камне, бетоне и пластике образы живых существ? Что это, «заколдованные» подобия, мир фантомов и глюков? Какую цель и задачу ставит перед собой скульптор, когда с филигранной точностью хочет повторить в техническом материале какое либо живое существо, которому всё меньше мы оставляем места на Земле? Мы превращаем жизнь многих животных в сплошные трудности выживания, но тут же «поэтизируем» их образы и ставим их на «пьедестал». Что несёт в себе эта искусственная, застывшая «красота»? Пробуждает ли она у творца и зрителей осознание глубины противоречий современного мира и деяний человека, или создаёт иллюзии благодетельной полезности таких артефактов?

Высокое, можно сказать подлинное искусство, всегда было наполнено духовным содержанием. Но что это такое, «духовное содержание», что оно подразумевает? Под-разумевает, значит, творится Разумом, а не просто умом — этой рациональной, часто бессовестной и циничной категорией, привязанной к материальным аспектам жизни. Разум, он выше ума, так как ум — это нечто приобретённое и воспитанное социумом, а Разум – это связь с Вселенной, с Божественным… Поэтому, язык метафор и аллегорий, разные философские контексты не должны превращаться в эстетические игры ума, в культурную «лакировочку» многих негативных деяний современной цивилизации. Американский писатель Курт Воннегут сформулировал «теорию канарейки», согласно которой писатели и все творческие деятели должны быть тонко чувствующими существами в человеческом обществе. Они первыми могут осознавать опасность и угрозы для всех, подобно этой маленькой птичке, которую раньше шахтёры брали с собой под землю, и она начинала метаться в клетке, если надвигался обвал шахтной породы или повышалась концентрация газа, а люди этого не замечали…

Хочется верить, что мы все на пороге иного отношения к миру, в котором люди живут вместе с множеством других видов флоры и фауны. Планета у нас одна на всех! Человечество не должно превращаться в паразитарную грибковую плесень, уничтожающую всё вокруг. И пора понять, что все современные угрозы региональных и планетарных катастроф есть следствие катастрофы нашего сознания. Как исправить положение? Какая роль в улучшении ситуации может принадлежать людям искусства? Одна из крылатых фраз нашего классика Фёдора Михайловича Достоевского, которую он вложил в уста князя Мышкина в романе «Идиот» — «красота спасёт мир» превратилась в штамп и многие художники понимают её упрощённо, думая, что речь идёт, прежде всего, об эстетике, о вещественной, рукотворной, искусственной красоте, которую должны творить люди искусства. Но такая «красота» будет циничным лицедейством на фоне всех тех искажений, которые несёт в окружающий мир современная цивилизация. Не глянцевая красота журнальных красоток, не временная красота человеческого тела, не красоты музеев, архитектурных комплексов и рукотворных ландшафтов, и даже не красота любовных отношений спасёт наш мир от гибели. Достоевский говорил о красоте, которая вытекает из гармонии человеческих душ и Природы. Парадоксально, но ещё полторы сотни лет назад, когда люди только начинали «покорять» Природу, когда ещё никто и предположить не мог, какие будут у этого экологические последствия, наш русский гений уже пророчески говорил  о необходимости гармонии с окружающим миром:

… Я не знаю, как всё это будет, но это сбудется. Сад будет. Помяните моё слово хоть через 100 лет и вспомните, что я вам об этом… в искусственном саду и среди искусственных людей толковал.
Человечество обновится в саду и садом выправится — вот формула.

Какие бы рукотворные шедевры не создавал человек, всё равно, природные красоты всегда будут более приятны нашему глазу, будут более целебно воздействовать на нас и гармонизировать нашу душу. У природы всегда всё получается хорошо, у неё «творческих» неудач не бывает. Поэтому пришло время избавиться от многих штампов и стереотипных шаблонов, открыть для себя новые горизонты восприятия действительности. Сейчас набирает обороты наполнение и «украшение» наших городов и иных пространств, бронзовыми монументами и разнообразными скульптурами, многие из которых носят исторический характер, а многие декоративный, появились даже шуточно – развлекательный и карикатурный жанр скульптуры для городской среды. Популярность реалистической скульптуры и бронзы (основного материала при её производстве), заставляет задуматься над тем, какую роль она играет, как влияет на морально-нравственное состояние общества, что вносит это явление в современную культуру? Насколько большинство этих объектов  соответствуют как эстетическим потребностям жителей, так и философской парадигме нашего времени?

В XXI веке, как и в веке «бронзовом», мы должны восстановить гармонию с окружающим миром и с Вселенной, но не в результате отката в прошлое, а выйти на новый виток своего развития.

«Вначале было Слово»… Но Слово — это озвученная мысль,  это запущенная программа. И каждая скульптура —  это тоже «Слово», это форма мысли скульптора, это также программа. И следует задаться вопросом, насколько современные художники, скульпторы, осознают это и рефлексируют в сторону не только своего творчества, его необходимости, востребованности, но и в сторону взаимосвязей искусства с универсумом. Художник это не просто Homo sapiens – человек разумный, не просто Homo ludens — человек играющий, это не просто Homo faber – человек ремесленник, это ещё и Homo cosmicus – человек космический, человек Вселенной.  Экосознание – это особое чувство красоты и особое отношение к своему положению среди всего живого на нашей планете Земля. И художники – скульпторы должны быть в авангарде формирования этого нового сознания, потому что скульптура, как ни один другой вид искусства транслирует себя сквозь времена и эпохи, набираясь культурной «патины» и смысловой глубины.