Элман Самедов: Вадим, скажи, вот ты как скульптор работаешь с разными материалами, в разных техниках, в разных стилях, делаешь впечатляющие монументы и завораживающие декоративные скульптуры, ты пишешь интересные статьи и стихи, тебя интересует не только изобразительное искусство и культура, но и экология — ты создаёшь с единомышленниками экологическое поселение. В чём ты находишь самое сильное выражение себя?

Вадим Демченко: Ты знаешь, неожиданный вопрос, я как то не задумывался над этим. Каждый раз рождается некий импульс и находит своё выражение именно там, где он может проявиться наиболее… точно, доступнее для понимания другими. Что -то можно выразить более эффектно одним языком искусства, что -то другим. Конечно я прежде всего скульптор, это моя профессия, для этого я учился и закончил Строгановский художественный университет. Скульптура меня привлекла своими монументальными возможностями, своей пластической выразительностью. Скульптура молчалива, но она своей образностью и формами затрагивает одни стороны чувств, для её понимания и восприятия иногда требуется более тонкая организация души у человека, а стихи воздействуют на другие… струны души. Представь себе, что у тебя внутри лира или арфа, а умелый творец перебирает их струны, извлекая движениями своих пальцев волнующие тебя ритмы и тонкие вибрации, будоражит сознание и чувства. Это я конечно не о себе, это я о великих мастерах, и то что я сейчас описал — это мой опыт переживания и восприятия замечательных произведений как изобразительного искусства, так и поэзии. Я не считаю себя поэтом, стихи пишут очень многие, а поэтами являются единицы. В моём понимании великие поэты это  уникальное и удивительное явление, они кладут свою жизнь и своё сердце на жертвенный алтарь человечества в стремлении нести свет и добро.

Элман Самедов: Да, согласен. А яркие переживания от вдохновляющих образцов искусства мне тоже знакомы. Но знаешь, я почему то удивляюсь именно художникам — скульпторам, тому, как это они могут что-то такое во первых, сделать своими руками, а во вторых, откуда это всё приходит?

Вадим Демченко: Я знаю, что ты пишешь музыку. Для меня так же удивителен мир музыки, как для тебя мир изобразительного искусства, потому как мне не дано музыкальных талантов. Увы!)) Я ведь считаю музыку самым сильным видом искусства, самым проникновенным, самым завораживающим и впечатляющим.  Ты спрашиваешь, откуда это всё приходит? Не хочу впадать в патетику, скажу лишь то, что любой творец есть производное окружающих его обстоятельств — это раз. Данных идущих по родовым линиям — это два. Особенностей психики и углов восприятия мира — это три. Развитого подсознания и чуткой интуиции — это четыре. Умения тонко чувствовать и переживать — это пять… Перечислять можно ещё много чего, но это первая пятёрка основных качеств, которые позволяют, на мой взгляд, притягивать из тонких и высоких миров в наш мир то, что делает нас и духовными, и нравственными, и глубоко ответственными.

Элман самедов: Как то не очень конкретно… Хочется услышать что-то более понятное. То что скульпторы «всего лишь отсекают в камне лишнее» мы все уже знаем, но хочется узнать ещё что ни будь из вашей творческой кухни. Я не случайно упомянул сейчас камень, так как у тебя много работ из гранита и мрамора, которые многим очень нравятся.

704966_62Вадим Демченко: Ты спросил откуда всё приходит, вот я и попытался это сейчас сам  понять и сформулировать, кстати впервые для
себя)). А творческая кухня у каждого своя, и методы самонастройки, и подходы к теме или волнующему вопросу. Главное, чтобы то, что ты делаешь волновало тебя. Равнодушие или трезвый расчёт не помешают мастеру сделать красивую вещь. Понимаешь, просто красивую вещь, а не произведение искусства. Вещь — это продукт ремесла или более современного массового производства, а искусство — это уже область духовного. Область не просто уникального мастерства,  а сфера где само по себе материальное уже не важно, там духи, там тонкие вибрации, там связь с Космосом, с Вселенной, с Богом… А камень я люблю за его неподатливость, за его прочность, за его подлинность. Понимаешь, в век пластика и синтетики, камень — это отсыл к подлинности, к природной силе, к вечности. У камня ведь есть своя жизнь измеряемая миллионами лет, и учёные уже чуткими приборами уловили, что у камня есть свой пульс, правда очень редкий, один удар в сутки, или ещё реже — это тоже индивидуально, в зависимости от породы камня. Так что не случайно  наши предки одушевляли камни, награждали их разными качествами, давали им разные имена, верили в их помощь и чудодейственную силу.

Элман Самедов: Вот это да! Тогда как же у тебя поднимается рука на живое существо, ему же наверное больно когда ты его режешь, колешь и рубишь!))

Вадим Демченко: Принимаю твой юмор)).  Но если серьёзно, всё вокруг в природе ждёт и радуется прикосновению человека. Главное, чтобы это было всесторонне осмысленное и созидательное дело, несущее радость, добро, просветление. Когда в огромных карьерах добывается гранит и дробится на щебень — это невежественное варварство, так как большие пласты залежей гранита это есть не что иное, как хранилище памяти Земли нашей,  Матушки. Мы упиваясь нашими техническими возможностями думаем, что поднялись на высокую ступень развития, но всё наоборот, чем сильнее развивается техника, тем больше мы теряем своих божественных способностей, тем больше теряем своих знаний и своей природной, извечной памяти. Извечной, значит из глубины веков идущей. У человека есть матрица памяти о прошлых жизнях, при правильном развитии и воспитании человека он способен окунаться в своё прошлое, пользоваться своим прошлым опытом, вести себя более мудро и с каждым приходом в этот мир подниматься выше по пути развития своей души, приближаясь в высшим и светлым мирам.

Элман Самедов: Возможно ты говоришь сейчас обоснованные вещи, но куда сейчас без технического процесса?

Вадим Демченко: Конечно, никуда от него не деться)). Вопрос в том, насколько каждый из нас отдаёт себе отчёт в том, что вся техника это не просто разные наши помощники, это в тоже время наши «протезы». Все технические приспособления потихоньку способствуют отмиранию многих наших природных возможностей, поэтому техника «облегчая» нам жизнь коварно нас развращает и потихоньку ведёт к деградации.  Сначала молодой человек бодрый и здоровый не вылазит из автомобиля, ему лениво куда-то пройтись, а потом не вылазит из инвалидной коляски… Сначала все расчёты перекладываем на калькулятор и компьютер, а потом удивляемся, что память подводит и мозги не очень оперативно включаются…  А  по поводу больно или не больно камням, когда с ними работает скульптор, скажу следующее — у камня форма жизни иная, соответственно и сравнивать его с человеком или иным биологическим живым существом, у которого есть тонкая нервная система не стоит. Камень подобен такому организму как губка, и у камня и у губки каждая молекула имеет свою живатму, то есть являясь с виду единым целым, каждая глыба на самом деле является большим сгустком, сгруппированным сообществом множества организмов. На мой взгляд, если человек умело и деликатно преобразовал форму камня и придал ему новый органичный образ, то он не нанёс ущерба окружающему миру и природе. Знаешь, мы не всегда в этой суматошной жизни прислушиваемся к себе, не умеем, а иногда и не хотим понять и увидеть знаки и символы, с которыми сталкиваемся в жизни. То ли это случайно мелькнувшая мысль (думаешь это именно твой мозг её породил?)), то ли какой то «странный сон», то ли неожиданная  жизненная ситуация… А это может кто-то стучится в дверь твоего сознания, хочет тебя о чём-то предупредить или что-то подсказать. Известно, что очень многие открытия и идеи «приходили» людям во сне. Кто-то услышал, понял, среагировал, а кто-то нет. Может таблица Менделеева ко многим «являлась», но только он отреагировал и «включился», а уж яблоки падали на голову миллионам, но только Ньютон оформил это в закон тяготения. Так вот, возвращаясь к камням, я как-то сидя на берегу удивительно чистой речки Полымять на Валдае, на огромном, нагретом солнцем валуне и любуясь красивыми видами с множеством валунов которые в своё время притащил сюда ледник, вдруг «родил» в голове такие строки:

www.GetBg.net_Nature___Seasons___Autumn_The_river_in_autumn_forest_with_stones_080149_

Камни, мои родные камни!

Я прижимаюсь к вам

И слышу стоны,

Глухую боль

Осколков большого сердца…

Уже не скульптор

Почувствовавший каменную боль…

Я сам как большой камень

Стою на перепутье,

На развилке жизненных дорог…

Элман Самедов: Да, камни действительно для тебя родная тема. Очень необычные точки зрения сейчас я услышал.

Вадим Демченко: Я уверен, что камень так притягивает не только меня, не всегда осознавая почему, многие люди тянутся к камню, стремятся чтобы в пространстве их коттеджных и дачных участков присутствовали эти  посланцы дикой природы. И это всё таки не удивительно, ведь на протяжении тысяч лет камень был олицетворением и защиты, и надёжного убежища (замки и крепости из камня), олицетворением вечности и стабильности. А сегодня в век железобетона, пластика и стекла камень уже не просто функционально используемый строительный материал, это нечто большее, он является носителем особой энергетики и сакрального духа.

Элман Самедов: Вот — вот, а с этого места, пожалуйста, поподробнее!))

Вадим Демченко: Камень во всех культурах всегда использовался не только как строительный материал, но и как мощный смысловой и знаковый акцент, им отмечали особые тропы, развилки дорог, где путники обращались к ним со своими просьбами дать удачу в пути и за подсказками, камень является одним из важных архетипов нашего сознания, что закреплено в выражении «пуп Земли», большой  камень всегда закрывает вход в таинственное и неведомое, под заветным камнем набирает волшебную силу «чудо меч» былинного богатыря… Кроме того, с камнями были связаны и разные культы и обряды плодородия, когда камни «заговаривали», наделяли магической силой и зарывали на полях в землю.  Из особых отобранных знающими людьми  камней выкладывались капища и алтари в культовых постройках и храмах, и до наших дней дошла традиция закладывать символический камень в основание постройки, хотя неведение и невежество современников приводит к тому, что вместо живого природного камня, наделённого сознанием и заговорённого, то есть настроенного людьми на определённую позитивную волну и программу, в основание построек всё чаще закладывают «символические» искусственные кирпичи или бетонные , стальные капсулы. Традиция осталась, но суть её потеряна.

Элман Самедов: Ты открываешь просто фантастические точки зрения.  с детства мы читали  про заветные и волшебные камни, и про камни заставляющие витязя задуматься на распутье, и про огромные валуны, которые надо отодвинуть от входа в подземный волшебный мир, но как-то это были всё равно просто камни… Сказка она и есть сказка, а тут, такая интересная информация, что я сейчас готов по новому перечитать все сказки и былины! Оказывается столько во всём есть скрытого смысла и значений!

Вадим Демченко: О-о-о! Сколько глубочайших смыслов и значений есть в сказках — это тема не для одной книги! Кладезь реальной мудрости, символически зашифрованной для того, чтобы сохраниться от репрессий религиозных фанатов и масонских кураторов, которые направляли и направляют нас в своём «развитии» по их сценариям, и которые намеренно сожгли и уничтожили множество библиотек и уничтожали ведических хранителей древних знаний и подлинной истории человечества… Но не будем о грустном, мы всё таки живём уже не в такие тяжёлые времена, как наши предки, сохранившие многое из нашего мудрого наследия в сказках, былинах и писаниях. Теперь всплывает много информации, и от каждого зависит, хочет он что-то узнать, услышать, или готов только думать о своей сытости и «успешной» карьере. Прислушайся, у — спешной, то есть то, что можно устроить в спешке)). Кто успел — тот созрел! Успел — ты видишь, там есть корень спелость, то есть зрелость. Но в нашей современной действительности, к сожалению, «успешность» не всегда рядом с теми кто зрелый,  то есть ответственный перед людьми и Природой, а часто в нашей рыночной действительности «успешный» тот, кто … ладно, сам всё знаешь)).

Элман Самедов: Да, что об этом говорить. Лучше давай продолжим о камнях.

 

12Вадим Демченко: Думаю, что я сейчас затронул только незначительный пласт символических значений этого природного материала, но надеюсь дал толчок для поэтического осмысления и более внимательного отношения к камням тем, кто когда-то прочитает наш с тобой диалог. Когда я обращаюсь в своей работе к этому материалу, я всегда стараюсь соединить идею и содержание скульптуры с архетипическими значениями и символикой камня. Например в фонтане «Рождение Вселенной», который я задумал и воплотил в Звёздном городке огромная глыба гранита (2.5 метра высотой) обработана мной так, что там как бы зафиксированы в камне все фазы развития Вселенной, начиная от Большого взрыва и до первых следов цивилизаций  на планетах. Разве можно было бы эту идею воплотить в пластике или даже в металле, который тоже является уже производным человеческой деятельности?

Элман Самедов: Думаю, что гранит  — это как раз то что нужно, это действительно олицетворение тела планеты, тверди. Мне повезло и я видел процесс создания этой скульптуры более десяти лет назад. Меня тогда просто ошеломило впечатление от этой глыбы и от того, как ты там передаёшь космические стихии.

Вадим Демченко: Да — да, я помню, ты тогда ходил воодушевлённо вокруг скульптуры, что-то говорил эмоциональное, а потом вдруг: «Вадим, я слышу музыку!»

Элман Самедов: Ага, было дело, я действительно воодушевился и написал музыку, какие-то из глубины Космоса идущие ритмы, звуки и мелодию. Я благодарен тебе, что ты сохранил эту запись, которую я недавно опять смог услышать.

Вадим Дмченко: Давай эту музыку добавим к нашему разговору вместе с фотографиями, уверен, многим понравится